Речь и ее составляющие. Упражнения по технике речи.

Речьэто форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Выделяют следующие формы речи: внутренняя, внешняя, письменная, устная, монологическая, диалогическая.

Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале ХХ века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносимая, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человекаего размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекает в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь "работает" всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: "На языке вертится, а сказать не могу".

Внешняя речь существует в устной и письменной формах.

Различия между ними определяются:

  1. Способами кодирования.

Устная речьпроизносимая, звучащая, слышимая — выражена звуками (акустическим кодом).

Письменная речьвидимая, написанная буквами (графическим кодом).

  1. Механизмами порождения.

Письменный текст, как правило, подготовленный, записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию.

Устная речь не имеет таких возможностей, она спонтанна, т.е. создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки, быстроты выбора слов, автоматизма синтаксического конструирования.

  1. Механизмами восприятия.

Устная речь должна восприниматься сразу.

Письменная осмысливается при многократном чтении.

  1. Грамматическими и лексическими особенностями.

В письменной речи четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции.

В устной речи наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи: от пяти до девяти.

  1. Видами норм.

Только к устной речи предъявляются орфоэпические требования.

Только к письменнойорфографические, пунктуационные и каллиграфические.

  1. Выразительными возможностями.

Устная речь обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой.

Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.

  1. Характером адресата.

Устная речь зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга.

Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.

Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основывнутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру:

Устная речь может быть записана, а письменнаяпроизнесена. Например, письменный текстпри "озвучивании" приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.

При подготовке публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А. М. Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог "подделкой письменной речи под устную". Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две "стихии". Если одна из них победит, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В. Г. Костомарова, в наше время устная речь "приобрела перед письменной важное преимущество — моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов века. А также другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться". Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.

 

Устная речь имеет две формы — монологическую и диалогическую.

Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монологэто чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Диалогэто непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики — стимула и реплики — реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речьпервичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.

Иногда выделяют полилогэто обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.

Культура речипонятие многозначное:

  1. раздел филологической науки, изучающий речевую сторону жизни общества в определенную эпоху.
  2. Нормативность речи (соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса) и речевое мастерство ( умение найти точное по значению доходчивое, выразительное, стилистически уместное, языковое средство, слово, фразеологическую, синтаксическую конструкции выражения мысли)акие значения термина "культура речи" даны в "Словаре лингвистических терминов".

Культура речи как научная дисциплина имеет теоретико-прикладной характер. Ее теоретическая часть опирается на фонетику, грамматику, стилистику русского языка, на историю русского литературного языка. Практическая часть связана с риторикой как наукой о красноречии.

Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная — эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно-разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется "ты" как обращение в независимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.

В своих ценностных рекомендациях и культура речи, и риторика всегда опирались на элитарную культуру. К овладению ей должны стремиться участники современного делового общения.

Одна из основных задач культуры речиохрана литературного языка, его норм.

Такая охрана является делом национальной важности, т. к. литературный язык объединяет нацию в языковом плане. Создание литературного языкадело не простое. Ведущую роль в этом процессе играет наиболее передовая, культурная часть общества. Становление норм современного литературного русского языка тесно связано с именем А. С. Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден. Он состоял из диалектов, просторечия и других обособленных образований. А.С. Пушкин смог на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного.

Литературный язык, конечно, отличается от языка художественной литературы. Но он как бы вырастает из языка художественной литературы. Главная отличительная черта языка художественной литературы состоит в том, что он выполняет большую эстетическую функцию, и для этого привлекаются и литературные и нелитературные элементы (диалекты, просторечия и др.).

Основные признаки литературного языка

 

Современная концепция культуры речи как науки выделяет 3 ведущих аспекта культуры речи:

Нормативный аспект культуры речиважнейший, хотя и не единственный. Конечно, речь обязательно должна быть правильной, в ней должны соблюдаться все нормы литературного языка.

Однако С.И. Ожегов в одной из последних работ писал: "Что такое высокая культура речи? Высокая культура речиэто умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка..."

В связи с этим Л. И. Скворцов, профессор, выделяет две ступени овладения литературным языкомречевое мастерство и правильность речи.

На первой ступени мы изучаем нормы языка и оцениваем речевые варианты так: "правильнонеправильно", "по-русски — не по-русски". Поэтому первой ступенью овладеть легче, чем второй. На второй ступени мы учимся речевому мастерству и оцениваем речевые варианты иначе: "лучшехуже", "точнее", "уместнее". Подняться на вторую ступень помогают знания об основных коммуникативных качествах хорошей речи.

Большое значение для культуры речи имеет понятие нормы.

Языковая норма - это правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения.

Характерные особенности литературной нормы:

Языковые нормы не выдумываются учеными. Нормы отражают закономерные процессы, происходящие в языке, и поддерживаются языковой практикой.

Источники нормы: произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от диалектов, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функциюкультурную.

Еще один аспект культуры речиэтический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они включают речевой этикет, а именно выбор обращения на "ты" и "вы", выбор полного или сокращенного имени (Ваня или Иван Петрович), выбор обращений (гражданин, господин, сударыня), выбор способов приветствия (здравствуйте, привет, салют, до свидания, до встречи, всего доброго, всего, пока и т.п.). Этические нормы во многих случаях национальны: например, сфера общения на "вы" в английском и немецком языках не такая широкая, как в русском; эти же языки допускают больше сокращенных имен. Обязательным условием хорошего владения русским языком является знание русского языкового этикета.

Очень важен следующий аспект культуры речикоммуникативный.

Основа основ коммуникативного аспекта культуры речивыбор нужных для данной цели общения языковых средств. Этот выбор определяется степенью владения разными функциональными разновидностями языка.

Учение о функциональных разновидностях языка имеет свою историю. Долгое время разные сферы общения понимались в качестве как стили языка и стили речи. К стилям языка относили язык науки и язык художественной литературы, разговорную речь. В стили речи включали частные подстили, такие, как учебная лекция и научный доклад, в основе которых лежит научный стиль. В последнее время лингвисты отказались от общего понятия "стиль" и ввели понятие "функциональная разновидность языка".

Культура владения функциональными разновидностями языкаэто такой выбор и построение языковых средств, которые отличают данную разновидность от других.

Широкое признание получила классификация функциональных разновидностей, которую разработал академик Д. Н. Шмелев:

В художественной литературе содержание передается изобразительно-выразительными средствами.

Характерной чертой официально-делового стиля является штамп.

Научные тексты подчиняются логичности и точности изложения, используется терминология, специальные схемы, формулы.

В публицистическом стиле соединяются тенденция к стандартизации и тенденция к экспрессивности.

Каждая функциональная разновидность располагает такими богатыми языковыми средствами, что всегда есть возможность строить тексты разнообразно и эффективно.

Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи — положительных и отрицательных. Например, Теофраст в книге "О стиле" изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность. К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи важны и необходимы, но и их недостаточно, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, — для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речиуместность.

Конечно, не все положения античных мыслителей могут прияты нами. Но многое заслуживает внимания и глубокого изучения.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин. Качества речи он выделяет на основе соотношения речи с другими понятиями:

1.

Речьязык:

правильность
богатство
чистота

2.

Речьмышление:

логичность
ясность, простота
краткость

3.

Речьобъективный мир:

точность

4.

Речьее обстановка, содержание, назначение:

уместность

5.

Речьэстетика:

образность
выразительность
благозвучие

Общаясь друг с другом, каждый из нас осуществляет ту или иную речевую деятельность.

Можно выделить такие виды речевой деятельности, как говорение и письмо, слушание и чтение.

Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.

По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

Уметь слушатьодно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.

Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

Познакомьтесь с основными "правилами" слушания собеседника. Они изложены Иствудом Атватером в книге " Я вас слушаю..." (М., 1989г.)

  1. Не принимайте молчание за внимание.

Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

  1. Будьте физически внимательны.

Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

  1. Не притворяйтесь, что слушаете.

Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.

  1. Дайте собеседнику время высказаться.

Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

  1. Не перебивайте без надобности.

Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшиемладших, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

  1. Не делайте поспешных выводов.

Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

  1. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам.

Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл общения.

  1. Убедитесь, что нет неясностей и недопониманий.

Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.

  1. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

Чтениесложный вид речевой деятельности, связанный с письменной речью. При написании мы кодируем информацию в текст, а при чтении мы декодируем смысл из текста.

Для того, чтобы читать, надо этому научиться. Есть чтение тренировочное, для выработки навыки, для скорочтения. Эта деятельность некоммуникативна, безадресна.

Целевая установка на получение информации из текста характерна для чтения научных, деловых произведений. Эта зона разума. Чаще всего при этом осуществляются профессиональные обязанности. Но может быть чтение и для общего научного развития, познавательное чтение неоценимую услугу в этом случае читающим оказывает научнопопулярная литература.

Чтение художественной литературы преследует другую цельэстетическое наслаждение, развлечение, отдых. Но при этом есть познание. Например, из исторического романа мы узнаем много нового об эпохе, стране, быте людей, их правах и т.д. Меньше познания в поэзии, но зато несравненно больше эстетического удовлетворения. Это царство чувства.

Жесты, мимика, интонацииважнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный"словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое деловзгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение "выдает" собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо.

Поэтому надо учиться понимать этот язык.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Когда я приехал из Одессы в Петербург и впервые выступил с докладом на литературном вечере, я сделал девяносто два неправильных ударения. Городецкий подсчитал и сказал мне об этом. Я тотчас засел за словарь и больше уже этого никогда не повторялось. ( К. Чуковский )

 

 

Слововажнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию. Нельзя не согласиться с А. Франсом, который сказал: "Нет магии сильней, чем магия слов".

Нормы лексикиэто правильный выбор слова и уместность применения слова в общественном значении, с учетом стилистической окраски, сочетаемости с другими словами. Нарушение хотя бы одного из этих критериев может привести к речевым ошибкам.

Нормы стилистики регулируют те или иные особенности употребления речевых средств в различных сферах общения, не допускают столкновения разностилевых средств в узком контексте.

Поясним это на примерах.

В фонетике установлено два орфоэпических варианта произношения слова поэт: [паэт] и [поэт]. Но как соотносятся эти варианты, какими оттенками они различаются, в каких речевых ситуациях уместен тот, а не иной вариант, — на эти вопросы фонетика ответа не дает. Это уже область стилистики. В большинстве речевых ситуаций, в обычной, нейтральной речи нормой является акающее произношение — п[а]эт. Однако в особых ситуациях, в приподнятой речи, в высоком стиле следует придерживаться окающего произношения — п[о]эт. Так, во фразе "В школьном литературно-творческом кружке больше поэтов, чем прозаиков" слово поэт произносится как п[а]эт. При чтении же стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта", исполненного скорби и негодования и утверждающего бессмертие Пушкина, стихотворения, которое является ярким примером лермонтовского ораторского стиля, следует выбрать другую произносительную норму — п[о]эт. В данном случае стилистика, опираясь на фонетику, оценивает орфоэпические варианты с точки зрения их употребления в речи, их выразительных качеств, иначе говоря, дает их стилистическую характеристику.

В равной мере это касается лексики. Слово "обедать" имеет значение "принимать пищу, есть что-либо в качестве обеда", а слово "обед" — "основное принятие пищи, обычно в середине дня, в отличие от завтрака и ужина". Можно сказать: обедал дома, обедал в столовой, пригласил на обед друзей, угостил обедом и т.п. Может создаться впечатление, что слова "обедать" и "угостить обедом" можно употреблять где угодно и когда угодно. Однако в языке имеются близкие им по значению другие синонимические средства: присутствовать на обеде и дать обед. В одном случае стилистика устанавливает сферу их употребления: выражения "присутствовать на обеде" и "дать обед" имеют крайне ограниченную сферу употребленияони используются только в официально-деловом стиле, и то лишь в его дипломатической разновидности: "Правительство России дало обед в честь находящегося с дружеским визитом Премьер-министра Франции... На обеде присутствовали: с французской стороны ..., с российской стороны..." (из сообщения "Новостей"). В остальных стилях употребляются слова "обедать" и "угостить обедом", имеющие нейтральную, или "нулевую", стилистическую окраску.

Морфология, как известно, рассматривает систему склонения и спряжения. Так, у отдельных существительных 2-го склонения (типа ветер, грунт, квас, отпуск) есть вариантные формы предложного падежа (на ветру и на ветре, в отпуске и в отпуску и т.п.). Морфология приводит перечень этих существительных и дает им соответствующую характеристику: это "неодушевленные существительные мужского рода", обозначающие "пространство или поверхность" (в грунту и в грунте, в цеху и в цехе), или вещество, или массу (в соку, в соке), или период времени (в отпуску, в отпуске), или отвлеченные понятия (на холоду, на холоде). Стилистика же, рассматривая эти варианты, отмечает, что как правило, форма с окончанием имеет разговорную окраску, а форма на — нейтральную и отчасти книжную. В официально-деловой речи, например, в приказе по учреждению, нормой является употребление второй формы: "Согласно графику трудовых отпусков, утвержденному директором, считать в отпуске с ... по ... следующих сотрудников...". В разговорно-бытовом стиле нередко употребляется первый вариант: "Я уже в отпуску, а вы когда?"

Соотношение между стилистикой и синтаксисом в общем такого же порядка. Стилистика рассматривает особенности употребления синтаксических вариантов в тех или иных речевых условиях. Для иллюстрации обратимся к сцене скачек в "Анне Карениной". Л. Н. Толстой приводит образцы речи зрителей:

— Нет, я не поеду в другой раз; это меня слишком волнует, — сказала княгиня Бетси. — Не правда ли, Анна?
— Волнует, но нельзя оторваться, — сказала другая дама.

Или:

— Княгиня, пари! — послышался снизу голос Степана Аркадьевича, обратившегося к Бетси. — За кого вы держите?
— Мы с Анной за князя Кузовлева, — отвечала Бетси.
— Я за Вронского. Пара перчаток!
Идет!

— А как красиво, не правда ли?

Сравните с речью Алексея Александровича Каренина:

— Опасность в скачках военных, кавалерийских есть необходимое условие скачек. Если Англия может указать в военной истории на самые блестящие кавалерийские дела, то только благодаря тому, что она исторически развивала в себе эту силу и животных и людей...

— Безобразный спорт кулачного боя или испанских тореадоров есть признак варварства. Но специализированный спорт есть признак развития.

Нетрудно заметить, что речь Каренина резко выделяется на фоне речи других участников этой сцены. С точки зрения синтаксиса его речь состоит из полных и развернутых предложений, особо привлекает внимание именное сказуемое со связкой в настоящем времени: "... есть условие, ... есть признак", в то время как в речи других лиц преобладают неполные эллиптические конструкции, слова-предложения, односоставные предложения и т.п.

С точки зрения стилистики по своим синтаксическим особенностям речь Каренина имеет отпечаток книжного, официально-канцелярского стиля, холодного и строгого и несколько архаизированного, а речь Бетси, Степана Аркадьевича и другихотпечаток разговорного, эмоционально окрашенного стиля.

Таким образом, стилистика изучает те же элементы структуры языка, что и фонетика, лексика, морфология и синтаксис, но не ограничивается строением и значением этих элементов, а сопоставляет их с точки зрения особенностей употребления в речи, смысловых и эмоциональных оттенков и т.п. (Об этом см. Л.Г. Барлас. Русский язык. Стилистика — Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1978).

В связи с этим ученые (например, Кожина М.И.) выделяют стилистические нормы как предмет изучения стилистики:

...Стилистические нормыэто исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, значений и окрасок, обусловленные целями, задачами и содержанием определенной сферы общения (Кожина М.И. Стилистика русского языка. — М., 1977, с.84)

Следует помнить, что сознательное и мотивированное нарушение нормы может быть приметой индивидуального стиля автора. Усваивая те или иные языковые нормы, нельзя приучать к догматическому использованию этих норм, ибо одна и та же тенденция в языке может оказать приемлемой в одних случаях и неприемлемой в других. Надо творчески использовать те или иные средства языка с учетом функционально-стилистической отнесённости текста.

 

Разновидности литературного языка, обслуживающие различные стороны общественной жизни, называются функциональными стилями.

М. Н. Кожина дает такое определение стиля:

Функциональный речевой стильэто важнейшая разновидность речи, которая отличается системой языковых средств, направленных на выполнение определенных функций в соответствующей сфере человеческой деятельности".

Выделяют следующие функциональные стили:

  1. Научный стиль
  2. Официально-деловой стиль
  3. Публицистический стиль
  4. Разговорная речь
  5. Язык художественной литературы

Разобраться в особенностях того или иного стиля поможет Стилистический анализ различных текстов.

Морфология, как и лексика, изучает слово, но слово как часть речи. Поэтому основное внимание уделяется структуре слова, различным его формам.

Основная трудность изучения морфологических норм заключается в наличии вариантных форм. Например, часто говорят и пишут: взвесьте пять килограммов апельсинов и пять килограмм апельсин; поезд сошел с рельсов и сошел с рельс; вышел из дома и вышел из дому. Все примеры вариантных норм морфологии перечислить трудно.

Какой из вариантов правильный, ответит тот, кто знает закономерности развития языка, историческое изменение морфологических норм, взаимодействие русского языка с другими языками.

Попробуем разобраться в некоторых особенностях употребления в речи как знаменательных, так и служебных частей речи.

Каждый специалист речевой профессии (учитель, лектор, актер, диктор комментатор, журналист и др.) знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом.

Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Выступление с лекцией, докладом, выразительное чтение литературного произведения учителем в аудитории, а также речь учителя в процессе его общения с учениками в школе и вне школы должны быть действенным. Речь должна быть достаточно слышимой , а это зависит от хорошо поставленного голоса и умение пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого, дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношениядикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции, речь учителя поможет ему в общении с учениками воздействовать на их чувства, мысли, поведение и поступки.

Овладеть техникой речизначит уметь проявлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи.

Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосомдело тонкое, трудное, требующее определенных знаний.

Воспитание речевого голосаработа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное — повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю.

Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.

Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышцы шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжениезажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих.

Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.

Нередко можно услышать от учителей жалобы на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание.

Многие даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания.

К. С. Станиславский писал:

Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? — громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого.

Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание.

Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдохвыдох — пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Дыханиеоснова, база речеобразования

Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) — в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие.

Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики:

  1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.
  2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен.

Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы "фокусироваться" в одной точке.

  1. Распределение выдохаумение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки — порции.

Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: вдох — пауза — выдох. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, и следовательно, каждое слово — полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции;

  1. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы "речевого пояса" — диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки — межреберные мышцы.

Работать над техникой речи надо с полной свободой всех мышц, участвующих в речевом процессе, так как любые "зажимы" будут отрицательно сказываться на голосо-произносительном аппарате.

 

Упражнения носят игровой характер. Они должны отработать:

  1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли лёгких;
  2. Равномерный, активный выдох;
  3. Организованный выдох, "фокусировку" его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

Образование голоса

В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний.

Хорошо поставленный голос лектора дает возможность передать слушателем в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Произносительный аппарат

1 — альвеолы (бугорки у корней верхних зубов);
2, 3 — передняя и задняя части твёрдого нёба;
4 — мягкое нёбо;
5 — язычок (увула);
6 — кончик языка (лат. apex);
7, 8, 9 — передняя, средняя, задняя части спинки языка (спинкалат. dorsum);
10 — корень языка;
11 — надгортанник;
12 — полость гортани;
13 — голосовые связки.

Образование голоса происходит в гортани. Главной частью гортани являются голосовые связкитонкие эластичные мышцы. Выходящий из легких воздух размыкает связки, давит на них, колеблет, проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. Так образуется голос. Возникающие в резонаторах (полостях) колебания содействуют появлению дополнительных звуков (обертонов), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраскутембр. К верхним резонаторам относятся носоглотка, рот, нос. Умелым направлением верхними резонаторами определяют качества голоса, которые необходимо развивать учителю: звонкость (металличность), собранность, свобода, полетность, устойчивость, подвижность, широта диапазона, выносливость, адаптивность, суггестивность.

Звонкость (металличность)это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. Звук должен отражаться в передней части ротовой полости, у твердого неба и зубов. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь, он формируется у заднего мягкого нёба.

Собранность звука — это концентрация звука у зуб, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.

Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой полости необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта.

Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т.е. его способность распространятся как можно дальше. Полетностьэто результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Здесь важен и волевой моментстремление как можно дальше направить звук.

Устойчивость голосаэто его способность звучать ровно, не колебаться, не качаться.

Подвижностьсвойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр.

Диапазонвысотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, вредких случаях — две октавы. Но в быту человек говорит на трехчетырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.

Выносливостьвысокая работоспособность, стойкость голоса. Работоспособность голоса обеспечивается мерами по гигиене голоса.

Адаптивностьспособность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики).

Суггестивностьспособность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.

Как выработать для себя необходимые голосовые качества?

1 этап работы над голосомосвобождение дыхательных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса.

2 этаппоиски естественного свободного природного голоса, такого звучания, которое является для каждого из нас максимально ограниченным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Предварительные условия речевых упражнений: нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх, подбородок должен составлять прямой угол с шеей, недопустимы мускульные зажимы.

Упражнения на расслабление мышц

  1. Встаньте прямо, вытяните руки перед собой, соберите пальцы в кулак, напрягите пальцы, а также предплечья и плечи (у вас сильные, крепкие руки, ваши мышцы сильно напряжены). Через 3-4 секунды расслабьтесь: руки свободно падают, совершая маятникообразные движения.
  2. Сядьте на стул: напрягите ноги и пальцы ног, сильно упираясь ими в пол или стенку. Через 3-4 секунды расслабьтесь.
  3. Поднимите вверх брови, напрягите их (выражение крайнего удивления), потом расслабьтесь, опустите брови.
  4. Крепко зажмурьтесь. Затем через 3-4 секунды расслабьтесь, веки могут быть прикрыты.
  5. Крепко сожмите челюсти и губы, через 3-4 секунды расслабьте их.
  6. Наклоните голову впередназад, вправо — влево: круговые движения головой вправо — влево. Все движения выполняются при максимально расслабленной шее, спокойно, медленно.

Вибрационный массаж

Человек пользуется двумя резонаторными системами: верхней, в которую входит черепная коробка, полости носа и рта, и нижней — грудная полость.

Для "включения" в работу резонаторов используется вибрационный массаж (самомассаж).

Делается энергичным постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Тем самым активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную и другие системы организма, улучшая тонус мышц и всего тела.

Во время проведения такого массажа включается верхняя резонаторная система, которая передает голосу полетность, и нижняя резонаторская система, дающая тембральную окраску голоса.

Техника вибрационного массажа:

Стоя или сидя энергично постукивать пальцами обеих рук:

После вибрационного массажа надо сделать 5-10 спокойных вдохов и выдохов и перейти к упражнениям по технике речи.

Дикцияособенность произнесения звуков.

Ясная, четкая дикцияобязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении, "съедание" конечного гласного или звука внутри слова, звучание "сквозь зубы" делает речь невнятной и неразборчивой.

Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих.

Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы "наскакивают" друг на друга.

Говорить надо ясно, приучаясь свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука и его "посыла". Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.

Дикция определяется работой органов, находящихся в ротовой полости: языка, нижней челюсти губ, мягкого нёба с маленьким язычком.

Для тренировки артикуляционного аппарата выполняйте следующие упражнения:

  1. Пластическая гимнастика органов речи.
  2. Энергично, но плавно опустите нижнюю челюстьоткройте рот. Поднимите нижнюю челюсть и сомкните рот. Заметьте, что подвижной является нижняя челюсть. Повторите 5-6 раз.
  3. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, верните ее и в первоначальное положение. Повторите 5-6 раз.
  4. Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя его, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов.
  5. Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.
  6. Сомкнутые губы вытяните вперед в виде "хоботка", затем растяните в сомкнутом состоянии на улыбку. Повторите 5-6 раз.
  7. Образовав "хоботок", двигайте его последовательно вправо, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигайте "хоботок" по кругу.

Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и плавными. Повторите 5-6 раз.


© 2009—2018 «www.technique-speech.ru»